19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа

В Евангелии рассказывается, что уже в конце земного пути, незадолго до Голгофы, Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики… Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше за своим Равви (евр. Учитель). «Зачем Он поднял нас в такую рань, – думалось им, – позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну, вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит… молится…». Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом – на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели, и он, опершись на посох, задремал… Вдруг послышался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться, и они, встревоженные, стали озираться вокруг… Иисус предстал пред ними: «и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет… явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф.17:2).

«Господи! Хорошо нам здесь быть», – воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. «Если хочешь, Господи, волнуясь, воскликнул Петр, – сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». И пока он это произносил, светлое облако осенило всех, и они услышали голос: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы. Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: «Встаньте и не бойтесь, – открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, – никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Ученики, молча, переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.

Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой – это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос. Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор. «Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, – что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились, и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир сияние Преображения».

В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: «да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный». Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому, чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.

 

Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

В этот день совершается освящение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы. Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов – символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня

comments powered by HyperComments

Источник: Rekvizit.info Категория: Архив статей Метки:


Loading...