В материале “Дорогая реликвия” была размещена фотография Юрия Гагарина с Людой Михайловой, которая вызвала большой интерес наших читателей. По многочисленным просьбам мы разыскали родственников девочки и узнали у них как сложилась судьба Люды.
В каждом альбоме есть фото, которые до поры до времени перебирают, почти не останавливая взгляда, но вдруг они обретают смысл, становятся интересны не только семье, но и большому числу людей, ставших причастными к историческому событию. Видимо, всему свое время.
Зоя Ивановна Ратновская, коренная жительница станции Лужайка, приехала с родителями еще в 1944 году. Здесь сложилась ее жизнь, здесь родились и живут ее дети и внуки. Несмотря на свой почтенный возраст, она оптимистка и очень интересная собеседница, и всегда с удовольствием делится своими знаниями и воспоминаниями. Сегодня мы представляем фотографии из ее семейного альбома.
– Зоя Ивановна, несколько лет назад Вы мне показывали фото, на котором Гагарин в Выборге с девочкой на руках?
– Помню, ее напечатали в газете. Что я могу еще рассказать об этом событии? Разве, что вспомнить какие-то детали. Хотя с каждым годом это все труднее сделать. Не потому, что забывается, а потому, что люди уходят и об этом больно вспоминать. Вот как, например, Виктор Иванович Михайлов, который был в 60-ые годы начальником станции. До конца своих дней прожил в Лужайке, 2 года назад умер. Людочка, его дочь, которая запечатлена на фотографии, тогда сюда приезжала.
– Расскажите, пожалуйста, когда была сделана эта фотография?
– В тот день Гагарина встречали в Выборге. Затем поезд направлялся за границу.
Лужайка была последней станцией перед границей. Тогда через эту, в те годы единственную железнодорожную ветку, проезжали все высшее чины и руководство страны, и иностранцы.
Здесь все поезда останавливались. В это время кто-то выходил из вагона, кто-то нет. Так мне довелось видеть многих первых руководителей страны, например, Микояна вместе с Гагариным, Хрущева… Когда была возможность, то фотографировались.
Начальником вокзала в 60-е годы был Виктор Иванович Михайлов.
При нем станция была образцовая. В здании вокзала везде ковры постелены, на окнах бархатные шторы. Вокруг вокзала садик с фруктовыми деревьями, сиренью, на клумбах из цветов были выложены лозунги «Миру – мир» на русском и английском языках. Чистота. Кинешь иголочку, и ту видать. А какая красивая природа! Поэтому многие выходили из вагона подышать свежим воздухом.
Население у нас все не раз перепроверенное, и поэтому мы могли приходить посмотреть на проезжающих. Например, когда проезжали участники фестиваля молодежи и студентов, все мы их встречали, тоже пели песни, плясали, я например, финскую польку.
Тогда, в ожидании приезда Гагарина, на нашу станцию заранее прибыл почетный караул из Москвы. Все высокие, подтянутые, как на подбор. Перекидывались шутками с нашими девчатами. Таможенник Федоров фотографировал всех, кто его просил. Мы, например, железнодорожники, сфотографировались чуть не всем коллективом на ступеньках вокзала.
Я тогда тоже работала на станции, поэтому все события проходили перед моими глазами. Здесь же работала и жена начальника вокзала Виктора Ивановича Михайлова. В тот день Марина с дочкой Людмилой, как и все население поселка, пришла, чтобы увидеть героя-космонавта.
Охрана из пограничников была очень плотной не только вокруг вокзала. Например, по поселку параллельно железнодорожному полотну течет река, за ней тоже вдоль берега в оцеплении находились пограничники. И ближе к приходу поезда уже никого не пропускали. Вдруг поступила команда, все поняли, что скоро прибудет поезд.
Как положено, шли сразу фирменный и спецпоезд. В каком из них космонавт, мы не знали. Увидели, когда Гагарин в Выборге вышел из вагона, невысокого роста, плотненький, красивый. Может, бывают и красивее, но он как бы светился внутренней красотой, притягивала его манера говорить. Все наши девчата сразу в него влюбились. Юрий Алексеевич очень просто разговаривал с людьми, со всеми общался. Вдруг неожиданно для нас подхватил Людмилу на руки, ей тогда года 4 было. Малышка немного растерялась, но его добрая, открытая улыбка быстро вернула девочке доверие. А Федоров успел сделать фотографию.
– Как сложилась судьба Людмилы Викторовны?
– Она умная, хорошая девочка выросла. После окончания школы поступила в медицинский институт, работает до сих пор врачом в Петрозаводске. Она, пожалуй, немного похожа на Гагарина, такая же голубоглазая, светловолосая, доброжелательная, с обаятельной улыбкой.
– Как Вы узнали о гибели Гагарина?
– В этот день я работала в смену, только пришла на перерыв, слышу, передают по радио о гибели первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина и летчика-испытателя Серегина. Я, конечно, была в шоке, бросила все да как начала реветь навзрыд. Перед глазами пронеслось, как мы его встречали, как общались с ним, как все радовались его подвигу. Я прибежала на работу. В этот день все плакали, как о потере самого близкого, родного человека.
– Кого из космонавтов Вам еще довелось увидеть?
– Спустя некоторое время проезжала в Финляндию Валентина Терешкова, с ней главный редактор журнала «Крестьянка», их тоже торжественно встречали. Она выходила в наш садик, общалась с людьми, шутила, задавала вопросы. Космонавты Николаев, Гречко, Севастьянов, Феоктистов, простые, доброжелательные люди.
Я рада, что мне довелось их видеть и общаться.
Гагарин очень достойный человек. Его ни с кем не сравнить. Таких бы побольше нашей стране.
Материал подготовила Ольга Бреусова
Комментариев нет