Я смотрю на фотокарточку:
Две косички, строгий взгляд,
И мальчишеская курточка,
И друзья кругом стоят.
Б. Окуджава
Песенка о комсомольской богине
Недавно к нам в газету обратились бывшие работники завода «Электроинструмент», чтобы поздравить с юбилеем Раису Федоровну Перман, когда-то занимавшую должность секретаря комитета ВЛКСМ. Из их рассказа стало понятно, что в свое время Раису Федоровну хорошо знали и любили на заводе.
Раиса Перман пришла на завод в 1952 году, когда ей не было еще и 17 лет, и сразу вошла в комсомольскую работу. Долгое время работала неосвобожденным секретарем комитета ВЛКСМ цеха. «Порой мне кажется, что это было лучшее время», – говорит Раиса Федоровна. – «Мы жили чрезвычайно активной и интересной жизнью, организовывали вечера, субботники, туристические слеты, походы по местам боевой славы.»

Помню, в 1961 году, как только Масляков провел свой первый КВН, мы тоже организовали КВН в Выборге. Наша команда заняла первое место. У завода был свой клуб, в котором мы проводили комсомольские собрания, выступления художественной самодеятельности и другие мероприятия. Например, были очень модны диспуты, спорили на самые различные темы, даже, например, «Вы верите в первую любовь?». Вторая часть программы обычно была танцевальная.
Танцплощадок в то время в Выборге было много. Самые популярные танцевальные вечера проходили в клубе сетевязальной фабрики, а еще были танцплощадки в парке Ленина и на месте нынешней гостиницы «Дружба». Аппаратуры не было, и везде звучала живая музыка: играли оркестры. Комсомольцы нашего завода дежурили на этих вечерах для предотвращения драк, хотя надо заметить, что молодежь вела себя раньше совсем по-другому. Сейчас часто охаивают советские времена. Но я считаю, что хорошего было больше.
Чего только стоят туристические слеты, походы по местам боевой славы! Даже на субботники ходили с радостью. Я смело могу сказать, что Набережная 40-летия Комсомола, Судостроительная улица, Петровский парк – это заслуга наших комсомольцев, которые работали там бесплатно в свое свободное время. Причем работать приходили все, народу шло столько – улицы не хватало. Когда городу нужна была помощь, то в первую очередь всегда обращались к комсомольским организациям. А еще помогали труженикам села, наш завод шефствовал над совхозом «Матросовский».

Помню, один раз совхоз попросил организовать концерт по случаю окончания сбора урожая, а на улице -40 градусов мороза. Я ребят собрала, сказала, что дело добровольное, и когда вышла после работы, то увидела, что они все уже стоят и ждут меня. А ведь автобусы раньше были холодные, ехать неблизко. Когда стали подъезжать к «Матросовскому», увидели, что навстречу нам в санях едут совхозники. Холод, от лошадей пар валит, а они нам тулупы везут. А в совхозе нас уже председатель ждал с горячим чаем и пирогами. В общем, так радушно встретили агитбригаду, что ребята вошли в раж и играли концерт до глубокой ночи.
Жить было интересно. И комсомольские собрания у нас всегда проходили неформально, я к ним никогда не готовилась, и после отчетных выступлений каждый присутствующий говорил то, что считал нужным. При этом за все время проверяющие из обкома ни разу не сделали мне замечания. Работала столько, сколько надо, и везде успевала.
В 25 лет вышла замуж, родила ребенка, считаю, что мне удавалось совмещать общественную жизнь и семейную. Помню, на работу иду, со мной все здороваются, и люди мне улыбаются. Я старалась вникнуть в проблемы каждого человека. При этом я не могу сказать, что мы были чересчур идеологизированными. Например, в 1967 году нашей комсомольской организации удалось пригласить в Выборг Владимира Высоцкого. Он выступал в Клубе моряков (Соборе Петра и Павла), а зрителями, конечно, были рабочие нашего завода. Мне, правда, потом строгий выговор дали, ведь я уже была освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ «Электроинструмента». Помню, директор частенько меня вызывал и говорил: «Рая, сколько ты мне врать будешь?». А я ему в ответ: «Пока работаю на комсомоле, столько и врать буду». Мы старались делать для ребят все, что возможно.

Один раз нам дали автобус, чтобы проехать в Ломоносов и по местам боев. А мы взяли и поехали в Нарву, а из Нарвы махнули в Таллин. Я потом директору объясняла, что комсомольцы решили изменить маршрут и посетить заодно места трудовой славы. Я считала, что мы должны поощрять молодежь за их ударный труд, ведь в случае необходимости ребята работали до глубокой ночи и в выходные. Продукция завода была всесоюзного значения.
Для нас комсомол много значил, у нас были свои спортивные секции, агитбригада, выпускали газету «Комсомольский прожектор». А еще шефствовали над школой, делали пионерские костры на площади Петра и Павла, там, где сейчас стоит медведь. Площадь потом потому и назвали Пионерской, что ее озеленяли пионеры и комсомольцы.
В общей сложности проработала на заводе 42 года. Теперь вспоминаю и думаю, что, хотя денег получали мало, жили здорово! Иногда я встречаю бывших работников завода – они для меня как родные. Сейчас отношения между людьми очень изменились. Люди забыли, что главное в жизни – дарить радость другим, а не погоня за потреблением. И только тот, кто старается подарить радость другому, сможет быть счастлив».
Материал подготовила Ирина Андреева
Комментариев нет