Что мы знаем о «современном искусстве»? Большинство ответят, что это попытка всяких бездарностей обратить на себя внимание общества. Ведь как легко стать творцом в этом жанре: приклеил банан к стене – шедевр готов! Поставил туфлю на пьедестал – толпа аплодирует!
Но не все так просто. Современное искусство – это та же живопись, та же скульптура, та же музыка и тот же кинематограф, просто представленный на суд зрителей под другим, непривычным углом. Картина, написанная не по канонам академического рисунка. Музыка без четкого ритма, но которая завораживает, трогает душу. Фильм, который понимаешь только с четвертого просмотра… Все это – современное искусство.
В момент своего зарождения современное искусство (СИ) стало «глотком жизни» для творцов. Необычность, новизна всех проявлений, которыми характеризуется СИ, стали новым витком истории.
Уставшие от суровости мировоззрения творцов прошлого, молодые художники порвали оковы норм и догм искусства. Их толкало вперед стремление создать новые практики. Что-то, доселе неизвестное.
Как все начиналось
Нынешний вид современного искусства сформировался в 1960-1970-х годах. Тогда творцы (в том числе и художники) старались найти альтернативу модернизму, отрицая давно устоявшиеся принципы искусства.
Поиски новых способов самовыражения привели к частичной дематериализации объектов. Так появилось одни из самых популярных направлений современного искусства –перфоманс и хеппенинг.
НЕСТАТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Перфоманс – это событие. Это не статичное произведение искусства. Главное в нем – движение, отношение творца и общества в определенное время и в определенном месте. К перфомансу можно отнести любое действо, включающее в себя 4 базовых составляющих: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. К перфомансам можно отнести театральные постановки, танцы, цирковые выступления и пр.
О первоми и, пожалуй, самом известном перфомансе рассказал российский художник Георгий Пузенков:
– «Начало перформансу положил Джон Кейдж в 1952 году — это его знаменитые «4’33’’», когда в течение четырех минут тридцати трех секунд музыканты с инструментами в руках в полной тишине сидели перед публикой. Перформанс создавал образ напрасных ожиданий. Как видите, ясная, цельная, хотя и вполне безобидная акция, но многие зрители были возмущены именно своими собственными «напрасными ожиданиями».
Исходя из слов Георгия Пузенкова, можно сделать вывод, что главное в перфомансе не само действо, а эмоции, которые испытывают от него зрители.
Хеппенинг–это перфоманс, вышедший из-под контроля художника. Хеппенинги часто используются для социально-политической пропаганды.
Главной отличие хеппенинга от перфоманса – полное отсутствие четкого сценария. Импровизация в действиях, словах и эмоциях как толпы, так и самого художника.
Самыми известными художниками, развивающими направление хеппенинга, являются Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джим Дайн.
Минимализм и концептуальное искусство – самые заметные явления времен зарождения современного искусства. Однако буквально спустя десятилетие (начало 1980-х годов) и творцы, и зрители устали от этих двух основ. Именно в эти годы фотография стала набирать популярность как средство художественного выражения.
СТРИТ-АРТ
Помимо фотографии на первые планы вышло «уличное искусство». И нет, это не красивый синоним «вандализма», это не те глупые граффити, которые украшают фасады многих домов во всем мире. Хотя по началу восприняли его именно так.
Развитие уличного искусства пришлось на 70-е годы. В Нью-Йорке 2 уличных художника – Julio 204 и Taki 183 – стали оставлять надписи на домах своих районов. Можно сказать, что они «помечали территорию». Со временем к ним присоединились и другие молодые люди и соперничество между ними вылилось в битву креатива. Каждый старался выделиться, показать свою уникальность с помощью различных приемов.
С улиц Нью-Йорка уличное искусство перекочевало в Париж, затем – в Англию, а после распространилось по всему миру.
Пиком популярности стрит-арта стал момент, когда работы уличных художников стали выставляться на весьма серьезных аукционах. Тогда о стрит-арте заговорили даже те, кто относил этот вид «искусства» к маргинальным течениям.
Самая дорогая работа Бэнкси – наиболее известного уличного художника в мире – под названием «Держите его безупречно чистым» была продана в Нью-Йорке за 1870000 USD – 136.341.712 рублей.
Кстати, Бэнкси известен еще и тем, что в 2018 году его картина самоуничтожилась после того, как её купили на аукционе за миллион фунтов. Пожалуй, это можно назвать очень дорогим перфомансом, ведь несостоявшийся владелец испытал огромный спектр эмоций.
Правда, не ясно, действительно ли к уличному искусству возрос интерес, или это – очередной мейнстрим среди богатых?
ТЕНЬ – ЧАСТЬ РАБОТЫ
Мастера этого направления используют тени для позиционирования разнообразных объектов. С помощью тени творец может создать образ человека или животного или воплотить в жизнь теневой образ слова.
У этого жанра весьма жуткая репутация, потому как художники не редко используют её для того, чтобы показать разруху, упадок или просто нечто жуткое.
БОДИ-АРТ
Один из самых древних видов искусства перешел на новый уровень и стал частью современности.
Художники этого жанра создают произведения искусства на человеческом теле, используя его вместо холста. Интересно то, что картина (в классическом понимании) – статична. Под каким углом на неё не взгляни, ты увидишь реку и лес, если они там изображены.
Человеческое тело – это холст, способный обмануть. Иллюзии на теле могут иметь виды ран, животного, робота и многого другого.
ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Как не парадоксально, но первая Международная выставка современного искусства прошла в Нью-Йорке задолго до формирования СИ в общем понимании. В далеком 1913 году в Нью-Йорке, а затем Чикаго и Бостоне зрителям была представлена выставка Armory Show, которая была насквозь пронизана модерном и перевернула всё американское арт-со.
Во время дебюта выставки в Нью-Йорке на суд зрителей было представлено 1250 работ художников, чьи работы не вписывались в рамки привычной живописи. Среди художников были Винсент Ван Гог и Пит Мондриан, Василий Кандинский и Казимир Малевич, Клод Моне и Фернан Леже. Те, кто пытался выйти за грани устоев «классической живописи».
Да, уже тогда протест сочился с полотен, вызывая противоречивые, но в большинстве своем отрицательные эмоции. Бывший президент США Теодор Рузвельт, увидев на той выставке работу Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», сказал, что «коврик в туалете президента производит на него бОльшее впечатление, чем картина».
Что же теперь? Ван Гог и Моне считаются одними из величайших творцов в живописи, картины Дюшана «уходят» на аукционах за баснословные суммы, а «Черный квадрат» Малевича знают в любом уголке планеты.
Выставка «Что происходит на заводе детских колясок?» в Выборге преследует цель показать выборгскому (и не только) сообществу разнообразие направлений современного искусства, сочетая в себе опыт международной выставочной практики, традиции финского функционализма и самобытность неофициального советского искусства.
Билеты на рождественский фестиваль современного искусства в Выборге можно купить здесь.
Современное искусство многогранно. Его можно воспринять как что-то, выходящее за привычные рамки. Но оно лишь открывает новые просторы для самовыражения, показывает многогранность восприятия и максимально оголяет суть вещей.
Ирина Якуб
Фото: liveinternet