Реквизит » Новости » Новости районов ЛенобластиГрафические ребусы Ксении Лавровой13 декабря 2023ПоделитьсяВконтактеТелеграмВатсапОдноклассники В выставочном пространстве Школы дизайна (ГИЭФПТ) 29 ноября открылась выставка иллюстраций петербургской художницы, члена Союза художников России Ксении Лавровой к знаменитой книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». «Алиса в Стране чудес» давно уже стала классикой мировой художественной литературы. А ещё это одна из самых иллюстрируемых книг в мире. Необычная, совершенно фантасмагоричная история будит воображение, побуждая художников передавать свое видение этих событий и даже воспроизводить новые смыслы. Неудивительно, что каждое издание «Алисы» становится объектом жгучего интереса коллекционеров от литературы. Своё видение Кэрролловской истории есть и у Ксении Лавровой – талантливого художника, книжного иллюстратора, известного графика. Её иллюстрации к этой книге оказались так хороши, что изданная в нескольких тиражах «Алиса» давно уже считается библиографической редкостью. Ксения Лаврова в 1992 году окончила кафедру декоративных тканей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. – Сразу стала активно заниматься выставочной деятельностью, – рассказывает Ксения Руслановна. – Поначалу занималась холодным батиком. Времена были трудные, полки магазинов в девяностые годы пустовали, и модельеры заказывали мне ткани, из которых шили одежду. Потом получила первый заказ на художественное оформление книги «Санкт-Петербург в русской литературе» от издательства «Образование». Затем издательство «Специальная литература» предложило мне выполнить большую работу по иллюстрированию книг Кэрролла про Алису в замечательном классическом переводе Нины Демуровой. Меня ни в чём не ограничивали, предложив делать всё, что я захочу. Представляете, какое раздолье для художника?! Это была долгая и кропотливая работа, которая заняла около двух с половиной лет. К сожалению, так получилось, что свет эта книга увидела лишь спустя пятнадцать лет, выйдя в 2013 году в петербургском издательстве «Речь». Получился стильный двухтомник квадратного формата, куда вошли две книги Кэрролла – «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Коллекционеры начали охотиться за этой книгой задолго до ее выхода в свет. Ещё бы, это был тот самый редкий случай, когда художник не просто иллюстрирует, а создаёт свой собственный мир в соавторстве с писателем. Оригинально оформленная книга сама по себе стала произведением искусства и желанным подарком для настоящих ценителей. На выставке в Гатчине можно увидеть лишь часть иллюстраций к этому изданию – около ста листов (всего было сделано 150 иллюстраций). Алиса представлена в самых разных образах, иногда очень далёких от привычного видения маленькой английской девочки в полосатых чулочках. А для студентов Школы дизайна ГИЭФПТ эта серия работ Ксении Лавровой стала подарком с двойным смыслом, поскольку по ним можно изучать европейскую моду последних четырёх веков! – Когда-то я хотела заниматься именно модой, – рассказывает Ксения Лаврова. – И я начала глубоко изучать её историю, начав свои штудии с классического четырёхтомника «История костюма и моды» Марии Мерцаловой, в сопровождении блестящих комментариев историка моды Александра Васильева. Параллельно просматривала множество книг с английской книжной графикой конца XIX века. Смотрела, читала, изучала… В этом графическом цикле Ксения Лаврова сделала упор на черно-белые иллюстрации, «раскрасив» их. Каждый «выписанный» персонаж стал самостоятельным героем, черты характера которого раскрываются каждый раз по-новому. Не исключение — и сама Алиса. – Алиса у меня везде разная, – говорит Ксения Руслановна. – В её одежде использованы едва ли не все стили европейской моды с XVI по XX век — от Ренессанса до наших тридцатых годов… Я очень боялась, что Нине Демуровой, которая считается лучшим переводчиком Кэрролла, не понравятся мои иллюстрации. Но потом узнала, что понравились, и даже очень. Есть даже фотография, где она их рассматривает. Нина Михайловна считала, что то, что Алиса получилась такой разной — это тоже интересно! Помимо Алисы, книгу населяют и другие необычные персонажи, также запечатленные художницей. Это и люди, и животные, и самые разные фантастические существа — бармаглоты, хамелеоны, стрекозы, жуки, бабочки, рыбы. Каждое существо и каждая деталь выписаны настолько замысловато и филигранно, что хочется подолгу рассматривать каждую иллюстрацию, каждый штрих, сравнивая свои впечатления с авторскими и, одновременно, получая новые впечатления вперемешку с эстетическим наслаждением. А ещё такое рассматривание сопряжено с определенным интеллектуальным трудом, напоминая отгадку ребусов, уводящих порой чуть ли не в Средневековье. При этом каждая работа, при всей своей сложносоставности, подчинена единому замыслу, скрепленному строгой композицией. Не остановившись на «Алисе», Ксения Лаврова продолжила работу над произведениями английской классики. И следующим автором для неё стал Оскар Уайльд. В 2016 году художница сделала полноцветные иллюстрации к «Сказкам» Уайльда (эта книга вышла в издательстве «Речь»). В 2019 году свет увидела еще одна книга – «Портрет Дориана Грея», персонажи которой в иллюстрациях Лавровой одеты по моде 1880-х годов. Как автор книжных иллюстраций и художник станковой графики, Ксения Лаврова сотрудничает с разными художественными галереями. Помимо этого, она занимается художественной росписью фарфора, с 2019 года сотрудничая с Императорским фарфоровым заводом. Этот проект ИФЗ получил название «Петербургский художник» – к нему привлекались профессиональные художники, прежде никогда не работавшие с керамикой. Готовые изделия можно было увидеть в официальной галерее завода «Амбар Буржуа» в Петербурге. Здесь же с большим успехом проходили персональные выставки Ксении Лавровой, на которых были представлены станковая живопись, текстиль, вазы, тарелки. В керамическом творчестве Ксении Лавровой есть серии с восточными мотивами, раскрывающие ещё одну грань её характера — увлечение историей, культурой и философией Востока. И это важный штрих: Ксения Руслановна окончила Восточный институт СПбГУ, с присуждением квалификации востоковед-регионовед со знанием китайского языка. Открывая выставку в Гатчине, ректор ГИЭФПТ Александр Туфанов и декан Школы дизайна Елена Бадмаева отмечали, что цель этого проекта – не только показать студентам красоту искусства иллюстрации, но и указать на глубинную связь искусства и классической литературы. Об этом же говорит и сама художница. – Совершенно точно могу сказать, что никаких подобных иллюстраций, никакой карьеры не было бы, если бы не чтение книг, – говорит Ксения Руслановна. – Не всё можно найти в интернете, а во времена, когда я делала эти иллюстрации, его и вовсе не было. Читайте книги, ходите по галереям и выставкам, изучайте, вникайте, и всё у вас получится! Как считает Елена Бадмаева, выставка Ксении Лавровой в Гатчине — важное событие, которое нельзя пропустить. – Даже Петербург не может похвастаться такой экспозицией, – отметила она. – Ксения Руслановна — не просто выдающийся, но ещё и очень известный художник, работы которого находятся в престижных коллекциях. Наш институт сотрудничает с ГМЗ «Гатчина», и мы очень надеемся, что нам удастся сделать выставку во Дворце – уже с оригиналами иллюстраций к книгам Ксении Лавровой. Выставка «Алиса в Стране чудес» Ксении Лавровой будет открыта для посетителей в выставочном зале Школы дизайна до 29 февраля 2024 года. Адрес: г. Гатчина, ул. Карла Маркса, 17а. Юлия Лысанюк По материалам: gtn-pravda.ru