Его проект разработал известный финский архитектор Аллан Шульман. Здесь были как торговые помещения, так и жилые. Основатель фирмы известный меценат – советник Юхо Лаллукка – жил со своей семьей в квартире на втором этаже.
История
В Выборге мы можем встретить прекрасные строения в стиле северного модерна. Другое название этого архитектурного стиля – финский национальный романтизм. Его замечательным образцом является здание, которое в путеводителях называют «домом Лаллукки».
Доходный дом компании «Хякли, Лаллукка и Ко» построен в 1906 году архитектором Алланом Шульманом для богатейшей фирмы, торгующей зерном и колониальными товарами. Дом заслуженно занимает первое место в туристическом рейтинге любимых домов Выборга.
Хозяева дома
Юхо и Мария не были коренными выборжанами. Они были родом из поселка Ряйселя, который находится недалеко от Кякисалми. Там в 1878 году они поженились, а 1890 году переехали в Выборг, где занялись коммерцией.
Юхо Лаллука был меценатом и уважаемым гражданином города. По его мнению, человек искусства не сможет полноценно творить, если будет вынужден постоянно думать о своих житейских проблемах. Поэтому он всегда поддерживал артистов, музыкантов и художников.
Когда в 1913 году Юхо Лаллука умер, Мария взяла в свои руки дела фирмы. В этот период женщина решила, что пожертвует деньги на строительство библиотеки Алвара Аалто. Благодаря этому в Выборге сегодня есть такая прекрасная библиотека.
Внешний вид
Здание на Вокзальной, 7 (старый адрес: Lallukkankatu, д. 1) довольно строгое. Оно резко выделяется на фоне остальных построек. Его внешний вид очень характерен для северного модерна, суть которого – в отсутствии избыточной декоративности, графичности фасада и декора.
На первом этаже нового дома располагалась контора торгово-закупочной компании. А Юхо и Мария занимали квартиру с эркером на втором этаже. Дом был доходным, и квартиры на более высоких этажах сдавались в аренду.
Когда Юхо Лаллука заказывал это здание, он задумал облицевать его гранитной плиткой. Если присмотреться, можно увидеть, что плитка – разной длины и ширины. Дело в том, что разные по размеру камни стоят дешевле. И, хотя Лаллукка был человеком широкой души и часто говорил: «Я плачý», но деньги он все же считать умел.
Создается ощущение, будто все здание возведено из сплошного гранита. Ассиметричный фасад, разнообразных размеров и форм окна, щипцы-фронтоны – все лучшее, что вобрала в себя архитектура начала XX века, присутствует в его облике.
Детали фасада
Наличники окон первого этажа и балконы украшены барельефами домашних животных, обитателей леса, героев эпоса «Калевала». Здесь есть даже театральная сцена с двумя арлекинами, которые стреляют друг в друга. Все это выполнено в технике углубленного рельефа
Автором орнаментов был скульптор Эмиль Халонен. Точных свидетельств того, чему посвящены фасадные орнаменты, нет. Конечно же, у мастера были смысловые идеи, только он с нами ими не поделился. Зато позволил каждому из нас придумать свою историю, связанную с этими калевальскими орнаментами.
Входные ворота и скульптуры
Еще одним прекрасным декоративным элементом были входные ворота дома, которые, к сожалению, были утрачены в ходе военных действий.
Автором скульптур, которые украшали ворота, был также Эмиль Халонен. Заказ ему был сделан Аланом Шульманом в 1905 году.
С правой стороны на воротах стояли женские скульптуры, а с левой – мужские. Мужчина держал в руке деревянный плуг. Он был символом карельского крестьянина, а она – карельской женщины.
На крыльце перед входом в контору стояла еще одна скульптура. В настоящее время сохранилась только женская скульптура, которая стоит в полный рост справа.
Судьба у этой скульптуры тяжелая. В 1950-е годы часть городской скульптуры была снята и оказалась на складах комбината благоустройства. Скульптуру вывезли в парк Монрепо и там закопали в землю. О ее судьбе долгое время было ничего неизвестно.
В 1997 году ее случайно нашел выборгский школьник. Подросток рассказал, что увидел выступающий из земли камень, очень напоминающий руку. Потом позвал сотрудников музея, которые и откопали статую. В награду школьник получил велосипед.
Скульптуру установили во дворе усадебного комплекса, где она простояла более 20 лет. Ее авторство и принадлежность установили быстро. Краеведы сразу поняли, что это одна из скульптур с ворот дома Лаллукки. Когда в Монрепо началась реставрация, было решено передать скульптуру в родной дом.
Скульптура уже черыте года лежит во дворе дома на Вокзальной, 7 и ждет, когда случится чудо и ее поставят на законное место. Только на приведение в порядок ограды и установку одной(!) скульптуры нужна семизначная сумма…
Дом Лаллукки в настоящее время
Выборг нельзя представить без архитектуры северного модерна. А северный модерн Выборга сложно представить без дома Лаллукки.
Он является не только образцом архитектуры данного стиля, но и отличным примером реставрации памятников архитектуры Выборга.
Его исторический облик был возвращен после реставрации в 2006 году. Сейчас в доме 72 жилых квартиры, а также 12 нежилых помещений, в основном на первом этаже.
Его история, как и воспоминания о его хозяевах, плотно вписаны в культурный ландшафт города, а загадочные орнаменты и скульптуры еще будут порождать легенды и догадки.