76 лет назад, в 1934 году по проекту Ульберга в Выборге у подножия Интендантской горы был построен Летний театр Хави , который впоследствии стали называть Певческим полем (по аналогии с таллиннским).
7 лет, с 1906 по 1913 г., Уно Ульберг преподавал в художественной школе Выборгского общества «Любители искусства».
Невозможно представить Выборг без зданий Художественной школы и областного архива, дома «Хакмана и Ко» на Северном Валу и бывшей редакции газеты «Карьяла». Все эти здания объединяет автор проектов – Уно Ульберг.
Почему мы решили вспомнить о нем? Потому что 15 февраля 1879 года в Выборге родился мальчик, которого назвали Уно. И лишь спустя много лет, после завершения учебы в политехническом институте в Хельсинки по специальности «архитектор», о нем заговорили.
В Выборг он вернулся не сразу. Три года он проработал в архитектурном бюро «Уско-Нюстрём – Петрелиус – Пенттиля», побывал во многих странах Европы. А в 1906 году Уно Ульберг вернулся в Выборг и основал архитектурное бюро в содружестве с Класом Акселем Гюлденом, которое просуществовало всего три года. В 1909 году Ульберг открыл собственное архитектурное бюро.
Тщательная проработка деталей – вот что отличает все архитектурные творения Уно Ульберга.
Контора и магазин на ул. Мира, 8 (1908 г.), дом акционерного общества «Киммо» по пр. Ленина, 18 (1910 г.), торговый банк и жилой дом на пр. Ленина, 12 (1911–1915 гг.), сахарный склад на ул. Прогонной, 8 (1925 г.) и окружной архив (1933 г.). И, конечно, два здания, которые прочно ассоциируются у выборжан с именем Уно Ульберга: Художественная школа и Гранитный дворец (Северный Вал, 5), построенный для торговой фирмы «Хакман и Ко».
Бесконечно влюбленный в свой город Ульберг отстоял Круглую Башню, которая украшает Рыночную площадь.
Когда в начале прошлого века ее очередной раз намеревались снести, он не только предложил приспособить башню под общественные нужды, но и сделал проект по ее реконструкции.
В литературе, посвященной Уно Ульбергу, отмечают, что в 1932–1936 гг. он, занимая должность городского архитектора Выборга, спроектировал центральный городской стадион, деревянные постройки на пляже, открытый летний театр (Певческое поле), парковые киоски и павильоны.
Мало кто знает о такой стороне его творчества, как проектирование моделей печей и каминов в целях серийного производства их изразцовых облицовок на предприятиях художественной промышленности.
Множество печей и каминов, облицованных по проектам Ульберга, к счастью, до сих пор украшают интерьеры общественных и жилых зданий нашего города. В его творческой деятельности по проектированию моделей печей и каминов можно условно выделить три периода.
Первый период охватывает 1906–1909 гг., когда Ульберг и его соратник Клас Гюльден работали в творческом тандеме. Можно предположить, что к созданию моделей печей и каминов их привлек Эдуард Диппель, ставший после смерти своего брата, консула Вильгельма Диппеля, главным акционером Ракколаниокского гончарного завода.
Печи, облицованные по эскизам Ульберга и Гюльдена, сохранились в одной из квартир дома по ул. Крепостной, 18; в бывшем здании Выборгского апелляционного суда на ул. Сторожевой Башни; в одном из частных домов пос. Лесогорский (финск. Jääski); в здании бывшей дачи присяжного поверенного и потомственного дворянина Сергея Арсеньевича Косякова в Ушково (финск. Tyrisevä).
Второй период приходится приблизительно на 1912 г. Это год смерти основного разработчика моделей печей для Ракколаниокского гончарного завода Эдуарда Диппеля.
Жена Эдуарда, Дагмар Диппель, к которой перешел контрольный пакет акций завода, призывает на помощь известных архитекторов, в том числе и Ульберга.
Изразцовые печи, облицованные в соответствии с эскизом 1912 г., еще в 2006 г. украшали виллу Селлгрена. Два варианта той же модели, но с различным цветовым решением, выбрала Дагмар Диппель для установки в своей квартире в доме, построенном Ульбергом для фирмы «В. Диппель» в Выборге, по адресу: ул. Краснофлотская, 1. Подобная печь сохранилась в одном из частных домов п. Хийтола и в бывшем здании Финляндского банка в Сортавала.
И, наконец, третий пик творческой активности Ульберга в проектировании моделей печей приходится на начало 1920-х гг.
Выборг хранит еще немало подобных шедевров. Быть может, когда-нибудь в нашем городе будет создан музей печей и каминов, где достойное место в экспозиции займут печи, облицованные по проектам архитектора Уно Ульберга.
Особая благодарность за материалы по печам и каминам Андрею Ивановичу Роденкову и заведующей отделом краеведения библиотеки А. Аалто Тамаре Алексеевне Коробовой.
Источник: Rekvizit.info