В основе экспозиции представлены работы советских художников из разных регионов страны. Свой уникальный вклад в развитие живописи внесли Петр Бучкин, Петр Фомин, Борис Угаров, Владимир Кранц, Никита Чебаков, Василий Преснухин, Михаил Крошицкий, Борис Заозерский, Дмитрий Шувалов, Виктор и Владимир Прошкины.
Эксперт проекта Римма Кириллова рассказала, что на этой выставке представлены пять поколений художников-преподавателей, первый из которых Илья Репин, его ученики и ученики его учеников. Организаторы в полной мере отследили связь поколений художников. В экспозицию входят уникальные работы ученика И. Е. Репина начала века Ивана Горюшкина-Сорокопудова и его учеников Юрия Нехорошева и Алексея Кузнецова.
Часть экспозиции посвящена художникам из легендарного объединения «Мир искусства» – работам Александра Бенуа, Сергея Грузенберга и Вениамина Белкина.
В зале первого этажа выставочного центра можно увидеть картину незаслуженно забытого Михаила Крошицкого «Сирень», предоставленную наследниками семьи директора Императорского Ботанического сада Монтеверди. Картина из частной коллекции выставляется впервые.
В годы войны Михаил Крошицкий совершил героический поступок – вывез 1 200 работ коллекции музея Севастополя. Оказывается, чтобы не наводить панику среди населения, музеи в городе продолжали работать, несмотря на то, что фашисты быстро наступали. Крошицкий, предвидя, что художественную галерею не спасти, спас сто коробок с уникальными картинами. В пути прошел два моря, сделав более 40 остановок, самая длительная из которых была в Тбилиси. Он прошел один через всю Азию (без документов, одна коробка с картинами и личными вещами затонула в море при погрузке). На перекладных пробирался в Томск, узнав в пути, что вся его семья в Севастополе погибла под бомбежками. Длинная дорога, сопряженная с трудностями, оказала воздействие на здоровье героя, его долго лечили, но уникальные картины в Томский краеведческий музей были доставлены. После войны они вернулись, но уже в Симферополь (музей имени Крошицкого), так как галерею в Севастополе вражеские самолеты разбомбили.
Московский художник Константин Дорохов в 1941 году изобразил предвоенный Ленинград – неяркая живопись с минимальным количеством красок очень притягательна. Его картины имеются в фондах музеев, но имя художника должно жить, считает Римма Кириллова, и нам трудно с ней не согласиться.
В экспозиции «Традиции» представлено более ста экспонатов раннего периода XIX и начала XX века. Преподавание живописи и на сегодняшний день остается сильным, несмотря на то, что художники пошли разными путями.
Как отметил в своем приветственном слове директор ВЦ «Эрмитаж – Выборг» Александр Костенко, эту выставку должны увидеть жители и гости города, а самое главное – преподаватели этого вида искусства и их воспитанники – юные художники.
О своем учителе – заслуженном художнике России, профессоре Дмитрии Шувалове рассказала присутствовавшая на открытии выставки Надежда Беленькая:
– Это был щедрый педагог. Секреты о построении композиции и цвета Шувалов подавал ученикам в доступной форме, очень понятно и просто. Также четко рекомендовал книги по живописи.
Отметим, что Надежда – не просто художник, она собрала наследие учителя, изучила и издала книги по живописи Шувалова. В Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица преподают и другие профессора, с готовностью передающие знания студентам, которые впоследствии могут их превзойти.
Ощутить, как традиционные техники, передаваемые из поколения в поколение, обогащаются современным взглядом на мир, можно и в выставочных работах одного из ярких представителей детской иллюстрации Николая Кочергина.
Спешите видеть, выставка продлится до 25 декабря.