По словам председателя выборгского Совета ветеранов Владимира Остапчука, ветераны здесь частые гости: и на экскурсии ходили, и хороводы водили. Захотелось снова встретиться и соприкоснуться с творчеством музыкантов, коллектива, который называют «изюминкой» района, да и Ленинградской области.
– Мы очень дорожим этой дружбой, – обратился Владимир Фёдорович к собравшимся за чайным столом. – Этот коллектив заслуживает того, чтобы приходить на их концерты, слушать, наслаждаться народными песнями, в которых заложена сама «соль» российского человека. Мы богаты этой дружбой.
Вела «Осенние посиделки» Светлана Бичан:
– Мы рады сегодня петь для вас и вместе с вами, ведь мы живем в одной огромной стране. И если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то поражает обилие красок и цветов. Широка и необъятна наша Родина, и летят над ней песни родные и любимые.
Центр творчества «Вересковая усадьба» для первых гостей распахнула свои двери в 2009 году. Здесь тепло принимают людей разных возрастов.
Открыла встречу с ветеранами песня «Отчего так в России березы шумят», затем спели «Уральскую рябинушку». Слова песен известны, но истории их создания многим не знакомы, поэтому рассказы ведущей слушали с интересом. Представила Светлана и музыкантов, как географию нашей необъятной страны: Валерию из Орловской области, Евгению из Карелии, Александра из города Тихвина, Роман приехал с Камчатки, Артём – из Самары. Ветераны творческого коллектива приветствуют его обновление, рады, что приходят талантливые молодые артисты.
Интересен был рассказ о народных инструментах и бытовых предметах, на которых играли хозяйки в мимолетные минуты отдыха. Ведь любому народу присуще желание сочинять и петь свои народные песни.
Оказывается, балалайка не всегда была треугольной. В древние времена для прародителя балалайки брали тыкву, вычищали корпус, приделывали гриф и натягивали струны из конского волоса. И получался такой глухой, грубый звук, но достаточно хороший для сопровождения. Понятно, что инструмент был недолговечен, тыква гнила, тонкий волос рвался. Придумали, как улучшить эту конструкцию: для корпуса выбрали мягкую, легко обрабатываемую древесину липы. Тонкую деку мастерили из ели, которая хорошо резонирует звук. А гриф – из твердого дуба. И самое главное, вместо плоского волоса натянули струны металлические. Так балалайка и приобрела современную форму.
А какие же инструменты пришли из русского быта? На русском Севере без печки не согреться, а как приложение к ней – разные ухваты, котелки, чугунки, они и стали народными инструментами. Традиционная русская музыка складывалась из тех предметов, что всегда под рукой.
Женщины играли на стиральных досках – только на Руси додумались использовать их как музыкальный инструмент! Утюги, трещотки, косы частушкам подыгрывали. Духовая русская традиция — это, прежде всего, инструменты пастухов. Пастухи брали тростник, нарезали, делали в нем дырочки и изготавливали замечательные дудочки, которые назвали свирелями. Этим инструментам очень много лет, но они продолжают развиваться и радовать звонким красивым звуком. Использовались они и как система сигналов для рогатого скота: каждая коровка или овечка знала, какой звук, что нужно делать, когда эта мелодия играется. Так пастухи упрощали задачу по управлению большими стадами.
К инструментам из разряда пастушьих относится уникальный русский инструмент жалейка. Он изготавливался из коровьих рогов, издававших звучание, которому придавали магические свойства. Поэтому при изготовлении жалейки ей делали сестру-близнеца: пастух брал от каждой коровы в своем стаде по волосу из хвоста, обматывал вокруг одной из двух жалеек и закапывал ее под деревом. Считалось, что такой обряд способен защитить рогатый скот от пропажи в лесу, от диких животных и от прочего зла. Пастух был своего рода колдуном.
Интересна музыкальная дудочка калюка (травяная дудка), в ней только два отверстия: в одно дуем, в другом регулируем звук.
Наши прабабушки умели петь, играя на кугиклах (кувиклы, кувички) — музыкальном инструменте типа многоствольной флейты. Комплект из 2–5 не связанных между собой трубок изготавливали из сухих зрелых стеблей камыша (курская традиция), либо из полых стеблей зонтичных растений. Длина самой большой трубки 16–18 см. Звук издает слабый, приглушенно-свистящий. И на нем играли именно женщины, и умудрялись петь!
Гостям продемонстрировали и еще один уникальный музыкальный инструмент – волынку, пришедшую в Россию в XVIII−XIX вв. из Европы и адаптированную нашими мастерами под русскую музыкальную традицию. Главным отличием русской волынки от других волынок является ее корпус, изготовленный из шкуры козы. Поэтому в простонародье этот инструмент называли козой. Прежде чем на нем играть, его нужно надуть. Отметим, что звучание прекрасное!