Сегодня Среда, 11 сентября


Владимир Грамматиков известен не только в качестве кинорежиссера, также зритель знает его как актера кино, продюсера и сценариста, он также является лауреатом премии Президента Российской Федерации. И все же большинству ценителей кинематографа Владимир Александрович известен своими фильмами для детей и юношества.

В самом начале встречи мэтр кинематографа обратился к зрительному залу со словами: «Я буду искренен и честен!» И, действительно, Владимир Александрович поделился своими очень личными воспоминаниями о маме, своем детстве и своей семье. Он предельно откровенно рассказал и о своих киноработах, начав с представленной на конкурсе картины «Смотри на меня»:

– Мне хотелось создать гимн матери, гимн женщины, потому что я свою маму не просто любил – я удивлялся с годами больше и больше (нас было пятеро у нее), каким образом она распределяла свою любовь, свои чувства, свое внимание каждому из нас… И этот опыт, конечно, можно перенимать: у меня два сына, шесть внуков, правнук и год назад появилась долгожданная правнучка София.

Сценарий к этому фильму написал Андрей Кончаловский, с семейством которого Грамматиковы соседствовали и дружили. И потому история, рассказанная в этой кинокартине, на 80 % состоит из реальных фактов из жизни режиссера.

Свои первые киноленты Владимир Грамматиков снимал, работая на киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Его дебютной полнометражкой стал фильм «Усатый нянь». На творческой встрече Владимир Александрович рассказал и о том, как он заполучил этот сценарий и возможность снять свою первую картину:

– Раньше нас, закончивших ВГИК, распределяли. И мой мастер Ефим Дзиган сказал, что мне нужно комедии снимать. В то время на «Мосфильме» организовали комедийное отделение, которое возглавлял Георгий Данелия. Я принес ему свой дипломный сценарий по произведению Кира Булычева, его приняли, но все никак не снимали. А потом меня пригласили на киностудию имени Горького, где я согласился на предложенный Татьяной Лиозновой сценарий «с подвохом»: героями фильма были дети и меня ожидали съемки 18 «маленьких бармалеев».

Несмотря на сложности работы с детьми-актерами (это и ограниченный трудовым кодексом 4-часовой рабочий день, и выстраивание контакта с ребенком и т. д.), Владимир Грамматиков прекрасно справился со съемками этой картины. А впоследствии он зарекомендовал себя в качестве блестящего детского кинорежиссера, не только умеющего снимать фильмы для юных кинозрителей, но и тонкого психолога, способного работать с детьми:

– Снять живую реакцию ребенка просто: я, например, в начале съемки с детьми прятал за спиной ночной горшок, затем включал камеру и надевал его себе на голову – и вот она, живая реакция, – поделился одним из своих ноу-хау Владимир Александрович.

Вспомнили на творческой встрече и другой знаменитый фильм Грамматикова в жанре фэнтези – «Мио, мой Мио» по сказке шведской писательницы Астрид Линдгрен. Режиссер рассказал и о своем знакомстве с автором волшебной истории, упомянув и подаренный им писательнице «гжельский» чайник, и отсутствие на момент их встречи четкого сценария съемок, и о скромности жилища «достояния Швеции», и о том, как два часа рассказывал ей о своем детстве. Неожиданно было узнать, что в одной из главных ролей у Владимира Грамматикова снялся 9-летний Кристиан Бэйл. Ведь даже те, кто смотрел этот фильм в детстве, вряд ли сопоставили нынешний маскулинный образ Бэйла – голливудского актера с трогательным мальчиком Юм-Юмом из сказки. Проект был международным, в нем участвовали советские, британские и скандинавские актеры. Режиссеру пришлось отсмотреть множество кандидатов на главные роли, отобранным 30 детям дать задание на импровизацию, а в итоге выбрать только двоих. Одним из них стал Кристиан Бэйл, а роль Мио досталась англичанину Нику Паккарду, который также связал свою жизнь с актерской профессией.

Мэтр кинематографа ответил и на вопросы зрителей, которые интересовались его работой в российском подразделении студии «Дисней», спрашивали, конечно же, о детском кино и особенностях работы с маленькими актерами, и даже о месте гения в кинематографе.

– Гений – это новаторство, креативность. И еще огромная составляющая гения – умение оставаться собой, не терять самость. А мы часто сами не замечаем, как утрачиваем свою индивидуальность, – поделился режиссер своим видением.

А уже вечером в кинотеатре «Выборг Палас» Владимир Грамматиков представил зрителям фильм «Смотри на меня», о котором рассказывал на творческой встрече. И там же, на сцене кинозала, режиссеру предложили сделать слепок руки – и теперь на «Аллее славы» в Выборге появится звезда Владимира Грамматикова.