Ирина Якуб
4 января 2021

Современное искусство: российский опыт

Современное искусство: российский опыт

Как делать интересные события в сфере современного искусства за пределами двух столиц? Как рассказывать о нём людям, которые раньше с современным искусством не сталкивались?

Об этом нам рассказала Марина Фельдблюм, директор Центрального Выставочного Зала в городе Пермь.

В сферу искусства я пришла ещё в 98-м году. Конец 90-х —это время, когда художники, в том числе пермские, ощутили свободу, возможность другого взгляда на жизнь, на искусство. Всем хотелось заниматься чем-то действительно новым, современным, интересным. Интернета, а, следовательно, исвязи с какими-то зарубежными практиками современного искусства не было. Каждый самовыражался как мог. Тогда был большой всплеск «дикого» современного искусства. Что только ни делали: сжигали работы на площади, делали фестиваль на тему любви во всех проявлениях, делали инсталляции,бодиарт и видеоарт.

Однако, нужно понимать, что провинциальный арт-небосклон сильно отличается от столичного. В провинции более сильна традиция. Для того, чтобы современное искусство было востребовано, нужно воспитывать зрителя, который бы мог его воспринять. Конечно, для массового пермского зрителя традиционные формы искусства более понятны, более востребованы. Но на данный момент уже сформировалось определённое поколение, которому интересна экспериментальность в искусстве, которые готовы говорить на метафорическом языке современного искусства.

У нашего города есть уникальный опыт, и я думаю, что для Выборга наш пример был бы очень показательным. Это так называема пермская культурная революция, инициированная в конце 00-х московским галеристом Маратом Гельманом.

Его деятельность показала, что события, которые мы делаем в культурном поле — это мощный инструмент влияния на общую успешность места, региона. Это механизм, с помощью которого можно развить регион, привлечь туристов, инвестиции, творческие и экономические инициативы. Это мы ощутили на себе в полной мере. Несмотря на то, что некоторые проекты Марата Гельмана очень спорные, первая выставка Гельмана в новом музее PERMM была прорывом – вдруг Пермь ощутила себя действительно культурной столицей, городом с большим потенциалом к развитию. У нас резко стала развиваться городская инфраструктура – стали как грибы расти гостиницы, открываться кафе на каждом углу, второе дыхание получил Дягилевский фестиваль в театре оперы и балета. К нам начали приезжать на гастроли великие артисты из музыкальной сферы. Стали приезжать туристы, даже из-за рубежа. Летние фестивали стали собирать много народа, при этом качественного народа — не обычных зевак, а вдумчивых зрителей, нацеленных на интеллектуальные развлечения. Можно сказать, что Марат Гельман взорвал атмосферу в городе.

Конечно, работая с неподготовленным зрителем, нужно уметь воспитывать интерес. Главное — заинтересовать человека. Искусство всегда говорило на языке аллегории, и, если человек не владеет этим языком, он ничего не поймёт. Даже в каком-нибудь классическом натюрморте XVI века спрятан миллион историй, все образы связаны друг с другом. Мы пришли, увидели, должны понять мысль, которую вложил автор, а для этого нужен проводник. Хотя бы текст, который даст возможность расшифровать значение увиденного. В первый раз человек пришёл, послушал, почитал. Второй раз – то же. А на третий он уже сам понял, у него катарсис осознания смыслов, он загорелся, увидел, до него дошло – он понял мысль! И у него возникает радость познания, жажда разгадывать ребусы искусства, идти глубже, навстречу творческой мысли автора.

И вот когда зритель загорелся интересом - тогда его нужно ловить, давать ему новые выставки, открывать ему новых художников.

Когда мы говорим о воспитании зрителя в разрезе современного искусства — нужно привозить знаковых художников. Когда Марат Гельман открыл музей ПЕРММ, первые год-два у нас были выставки исключительно топовых авторов. Очень крутые, концептуальные, качественно сделанные выставки. Когда зритель принимает качественную пищу, у него развивается вкус, и плохой продукт он уже не съест.

Но чтобы сделать круто, нужны и компетенция, и финансы — и видя то, как ведётся работа над выставкой в Выборге, я предвкушаю очень крутой проект. И если пару-тройку таких проектов в Выборге провести, Выборг может стать серьёзным центром современного искусства.

Выборгу повезло намного больше, чем Перми — из-за своего приграничного положения. Менталитет российский отличается от европейского — но всегда интересно узнавать новое, обмениваться опытом, чтобы понять тип мышления других людей, их отношение к жизни, перенять их художественный опыт. Искусство не имеет границ, это прекрасно, и когда есть место на карте, где этот обмен может случиться, это всегда здорово. И если такое место появилось в Выборге — сам бог велел — из Европы ехать и художникам, и зрителям. Приедут художники из Швеции, Финляндии, сделают проекты, пообщаются с художниками и зрителями. А потом возникнет обратная тяга— выборжане и петербуржцы двинутся со своими художественными проектами в те страны, из которых недавно видели гостей, там тоже что-то сделают— это суп, который начинает кипеть, и это здорово.

 width=

Оставьте свой отзыв первым

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие записи

cross