Нужно всем знать: кто мир сеет – мир будет собирать.
(Белорусская пословица)
25 августа (по старому стилю – 12) этого года исполняется 700 лет Ореховецкому мирному договору между Русью и Швецией, в котором идёт речь и о городе Выборге.
Договор был заключён 12/25 августа 1323 года между новгородцами и шведами, по которому последние получили земли Водской пятины от реки Сестры до реки Кюмени (древнерусское Кумень, образованное от русского слова «кум» в значении «крёстный, духовный отец, данный в родственники самим Богом»). «Я, Великий Князь Юрий, со всеми Новгородцами, с братом моим, Королём Швеции Магнусом, Эриковым сыном, …возобновили всегдашний мир и целовали Крест» (1). Включив в преамбулу договора свой титул «Великий Князь», Юрий Данилович выступал на переговорах не только как глава Новгородского княжества, но и как верховный глава всего Русского государства. Кроме князя в переговорах с новгородской стороны приняли участие и два других высших должностных лица – посадник Алфоромей (Варфоломей Юрьевич) и тысяцкий Аврам. Шведскую сторону представляли послы, уполномоченные 7-летнего мальчика-короля (фактически даже не короля, а регентского правительства, правившего от его имени). Участвовали в переговорах и ганзейские послы – двое купцов с острова Готланд.
Что предшествовало договору?
Дело в том, что в XI веке у Новгородского княжества со Швецией были хорошие отношения, благодаря личным связям новгородского князя Ярослава Мудрого, который был женат на дочери первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга – Ингигерде, известной у нас как святая княгиня Анна. Не случайно, что по-шведски vän (т.е. венед, русич, русский) означает «друг». Земли всей нынешней Финляндии до 1142 года находились под властью новгородцев. Подстрекаемые папой римским, шведы с середины XII века стали предпринимать крестовые походы против Новгородского княжества. Во время 1-го крестового похода (1142-1164 гг.) они захватили земли вокруг порта Турку (от русского слова «торг», город основан новгородцами), где обитало племя сумь; во время 2-го похода (1240-1250 гг.) – земли племени емь, платившей дань новгородцам с XI века; а во время 3-го (1293-1295 гг.) – часть земель корелы, включая русский город Выбор, основанный новгородским князем Гостомыслом в 788 году (2). Шведы добавили к названию города конечную букву «г», но по-шведски это название продолжает звучать как Виборь.
Илл. 4. Граница по Ореховецкому миру 1323 года
Константин Алексеевич Неволин (1806-1855 гг.), русский юрист-правовед, специалист по исторической географии, писал в своём труде «О пятинах и погостах новгородских в XVI веке»: «В древние времена вся Карелия, от реки Наровы [cовр. Нарва] до реки Кюмени, состояла во власти Новгородцев, причисляясь к Водской Пятине. Кроме Карела [у нас сейчас принят женский род – Корела, ныне Приозерск], они имели там и другой город Выбор [выделено здесь и далее – С.К.], устроенный при море Гостомыслом. Выбор называли у нас иногда городом Корельским, городом в Кореле. Когда Россия угнетаема была игом Монгольским, Шведы, в 1293 году, ввели в эту часть Русской Карелии, из своего Нюланда [земли племени емь], многочисленное войско; захватили земли её, прилежащие к Финскому заливу; возстановили тамошний замок Выбор, изменив имя его на Выборг, и одели его камнем. В 1294 и 1322 году, Новгородцы предпринимали выгнать оттуда Шведов, и не имели успеха; почему договором, постановленным в Орешке, в 1323 году, решились отдать Шведам то, чего не могли отнять, и уступили им, в знак дружбы, три уезда: Еуряпу, Яскис и Саволакс» (3).
Попытка новгородцев отбить Выборг в 1294 году не удалась, и в 1322-м дружины московского князя Юрия Даниловича, вместе с новгородцами, осадили Выборгский замок: «Того же лета [6830] князь велики Юрьи Даниловичь ходи ратью с новогородцы к Выбору» (4). Так об этом сообщает «Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история 1290-1342 гг.». Длившаяся месяц осада и попытки штурма замка не дали результатов, и московский князь был вынужден возвратиться в Новгород.
Обратите внимание, что во всех русских летописях и документах того времени название пишется как Выбор, это имя старшего сына Гостомысла, в честь которого был назван город, согласно Иоакимовской летописи (5). Это же в середине XIX века подтверждает Константин Алексеевич: «…место в 1½ верстах оттуда [от Выборгского Шлоса], на мызе Монрепо, Финны поднесь называют Ванха Випури, т.е. древний Выбор» (3).
Подписание договора в крепости Орешек
Подписание мира проходило в новгородской крепости Орешек (город Ореховец – в русских летописях), только что, в 1323 году, сооружённой князем Юрием Даниловичем при истоке Невы, на Ореховом острове. До начала XIV века новгородцы не строили крепостей на своих рубежах, на морском побережье и на берегах Невы, по которой проходила жизненно важная торговая артерия, связывавшая Новгород со странами Западной Европы. Более того, когда вражеские силы сами пытались строить крепости в порубежных новгородских землях или на Неве, новгородцы стремились сразу же пресечь эти попытки и разрушить построенные врагами крепости: так, в 1256 году новгородцы не допустили постройки шведами и немцами крепости на Нарове, в 1295 году разрушили построенное шведами укрепление в Кореле, в 1301 году – шведскую крепость Ландскрону на Неве. В начале XIV века новгородская политика в данном вопросе коренным образом изменилась. Уже в 1310 году новгородцы построили сильную крепость в центре Корельской земли – в Кореле, расположенной в опасной близости (в 50 км) от захваченных шведами в 1290-х годах западнокарельских погостов. Опасность вражеского нападения становилась постоянным фактором, к которому надо было отнестись по-новому. Построенная Юрием Даниловичем на Ореховом острове крепость стала главным и достаточно сильным оборонительным сооружением, закрепившим в русских руках Невский путь и сохранявшим эту роль почти 400 лет, до основания в устье Невы Петропавловской крепости и города Санкт-Петербурга.
Русские были вынуждены отдать «по любви» (1) (в латинском варианте – «по дружбе») три корельских погоста: Севилакшю (Саволакс), Яскы (Яскис, латинское Ескис) и Огребу (Эврепя, лат. Егрепя). Севилакша (Сияющий залив) происходит от древнерусского «сивый» (6) в значении «сияющий» и карельского «лакша» – «залив». Яскы (Благовест) образовано от древнерусского «яса́к», обозначающего «особый колокол, дающий знать, когда начать или прекратить благовест и звон; весть, голос, зов» (7). Огреба (по-фински Ягряс/Якряс) значит Святой Крест. Это было установлено Марти Карловичем Хаавио (1899-1973 гг.), финским фольклористом и поэтом, писавшим стихи под псевдонимом П. Мустапяя (8). Сравните: огреба = окрест; огребаюся = воздерживаюсь (9), открещиваюсь (10). Кстати, в Выборге существовала улица, названная в честь захваченного шведами корельского погоста Огреба, или Святого Креста (совр. Акулова), и воздвигнутый шведами бастион Святого Креста Рогатой крепости, располагавшийся на месте нынешнего ресторана «Эспиля» (или Эспланада, что значит «широкое открытое пространство перед крепостью»; раньше здесь находился ров, а в XIX веке был разбит парк).
Согласно договору, граница делила пополам Карельский перешеек в направлении с юга на север и шла далее до бассейна озера Саймы, а затем до побережья Ботнического залива там, где в него впадает река Пюхя-йоки (Святая река). Это была древняя племенная граница между карелами и финнами – сумью (суоми), и она подтверждалась и сохранялась.
Запрещалось строительство крепостей вблизи границы обеим сторонам. Для всех купцов устанавливался безпрепятственный проезд к Новгороду водою по Неве или сушею. Стороны обязывались выдавать друг другу перебежчиков: должников, беглых холопов и уголовных преступников. За новгородцами оставлялось право охоты и рыбной ловли на отходящих к Швеции угодьях (ловищах): шестью из них шведы и новгородцы могли пользоваться поровну, а ещё на двух бобровых угодьях новгородцам принадлежала одна шестая часть.
Уступив юридические права на территорию захваченных шведами западнокарельских погостов, Новгород добился сохранения имущественных прав своих подданных на зе́мли и промысловые угодья на завоеванной шведами территории. Названия всех мест, где находились «воды, и земли, и ловища» новгородцев на территории, отошедшей к Швеции, определили финские ученые по источникам XVI века и по географическим картам XIX – 1-й половины XX века. Оказалось, что все эти пункты расположены на Карельском перешейке, при том шесть из них вблизи Выборга. «Уловежи» (Верхняя вода) – это некогда богатый рыбой залив между озером Краснохолмским и возвышенностью у Беличьего залива; «Ковкукали» (Изогнутая скала) – это река, протекавшая между селениями Венделя и Юстила; «Ватикиви» (Вогнутый камень) – это порог между селениями Юстила и Лавола. Все эти три места были расположены у существовавшего до XVII века водного пути по Вуоксе из Ладоги в Выборгский залив и находились у западного (пересохшего в XVII веке) рукава Вуоксы, неподалёку от Выборгского залива. «Сумовиси» – бухта Защитная, северный плёс Выборгского залива, ныне омывающий с севера город Выборг и его парк Монрепо. «Уксипя» – это речка Селезнёвка, впадающая в Выборгский залив западнее Выборга. «Урбала» – это река Серьга, впадающая в Финский залив около Выборга. Кроме Уловеж, все эти места упомянуты шведским чиновником Якобом Тейттом в составленном им в 1555-1556 годах описании различных местностей Финляндии. Объездив Выборгскую губернию, он зафиксировал, что в его время в Ковкукали ловились угри, лещи и сиги; у порога Вогнутый камень – лососи, угри и всевозможная рыба; в Селезнёвке – тоже угри и различная рыба. В документах XVI-XVII веков Ковкукали и Вогнутый камень упоминаются уже как рыболовные угодья, принадлежавшие шведской короне. Места бобровых ловель тоже определены: «Кунустани» – это современное озеро Непокорное, а «Кедевя» – Тенистое озеро, оба – вблизи посёлка Свободное.
Для нас этот договор ценен тем, что в нём 3 раза упоминается русский город Выбор, предшественник Выборга, и его жители выборяне: 1) «… а Свеям всем из Выбора города гости не переимати [купцов не задерживать]»; 2) «А земле и воды у новгородской Корелы не купити Свеям и выборяном» [искони жителей города Выбора звали выборянами]; 3) «А взя/л/ князь великий мир и весь Новгород /со/ Свеиским князем и со всею Свеискою землею и с Выбором в пятьницу за три дни передь Успением Святыя Богородиця» [т.е. 12/25 августа] (1).
Судьба подлинников договора
Ореховецкий договор был составлен первоначально в одном экземпляре на русском языке, поскольку именно на нём были поставлены подписи всех участников переговоров, а латинский и шведский тексты являются только переводами с русского текста. Латинский перевод был сделан в момент подписания. Русский текст был вручён русской делегацией шведской стороне, а латинский текст был передан шведами русской стороне на хранение. Кроме того, были сделаны копии (без подписей и печатей): для Стокгольма – с латинского текста, а для Новгорода – с русского текста. Подлинники договора 1323 года не уцелели ни у одной из сторон: латинский подлинник хранился в Новгороде до 1536 года и был привезён в Москву в 1537 году, где сгорел при пожаре в Кремле в 1626-м (по другим сведениям, он пропал ещё до пожара – во время хозяйничанья в Кремле Гонсевского и других польских оккупантов в 1610-1612 годах); русский подлинник сгорел во время пожара королевского дворца в Стокгольме в 1697 году. Сохранились лишь шведские списки с договора (копии) на латинском, русском и шведском языках, причем ещё одна копия с русского текста была снята в Швеции в 1666 году бывшим подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным (Селицким), вероятно из-за того, что пергаменный подлинник договора за более чем 340 лет обветшал и стал вообще труден для чтения. Список русского текста Ореховецкого договора написан великолепным приказным почерком середины XVII века, именно таким почерком писались набело многочисленные документы Посольского приказа. Иосиф Андреевич Миккола (1866-1946 гг.), финский языковед, славист и тюрколог, сравнил почерк списка договора с почерком рукописи сочинения Котошихина, хранящейся в библиотеке Упсальского университета, и пришёл к выводу о тождестве обоих почерков.
Судьба переписчика-изменника
Григорий Карпович Котошихин родился в Москве около 1630 года, служил в Посольском приказе. В 1661 году был отправлен гонцом в Стокгольм с грамотой от царя Алексея Михайловича к шведскому королю Карлу XI. Через два года был завербован шведами и стал передавать интересующую их информацию через шведского посла в Москве Адольфа Эберса. Факт его измены подтверждается наличием архивного документа – донесения Эберса от 22 июля 1663 года, в котором имеется перевод сообщённых ему Котошихиным секретных сведений. Григорий получил за измену 40 рублей серебром, а 60 рублей Эберс оставил себе. Одной из причин, побудивших Григория пойти на сотрудничество со шведами, стало ложное обвинение его отца (келаря одного из московских монастырей) в растрате, в результате которого сын потерял значительную часть имущества, включая дом в Москве.
Боясь разоблачения, предатель в июле 1664 года бежал в Речь Посполитую, но польский король не удостоил его аудиенции. Сменив имя на Ивана Александровича Селицкого (11), Григорий недолго прослужил при литовском канцлере и, заметая следы, так как русские требовали его выдачи, через Силезию, Пруссию и Любек оказался в шведской крепости Нарве (рус. Ругодив). Здесь он подал прошение о принятии его в шведское подданство. Согласно последовавшему королевскому приказу, Котошихину было назначено 300 далеров серебром в год, «поскольку он нужен нам ради своих сведений о Русском государстве…» (12)
В конце 1666 года Григорий поселился в южном предместье Стокгольма у служившего в государственном архиве русского толмача Даниила Анастасиуса и прожил там более 8 месяцев. Однажды Даниил заподозрил Григория в связи со своей женой (жена Григория осталась в России), и в завязавшейся пьяной драке Григорий нанёс тому несколько ударов ножом. Через две недели Даниил скончался из-за полученных ран. Шведский суд приговорил Котошихина к смертной казни. Не помог ему и переход в лютеранство, который только отсрочил казнь до ноября 1667 года. По решению Государственного совета Швеции тело казнённого анатомировали, и его скелет служил в качестве пособия для студентов-медиков Упсальского университета. Так закончилась блестящая карьера перебежчика-невозвращенца.
Расправа с Великим князем Юрием Даниловичем
Строго говоря, юридически общерусским Великим князем в 1323 году был Дмитрий Михайлович Тверской, добившийся у хана в 1322 году ярлыка на великое княжение. Однако князь Юрий, внук Александра Невского, не признал старшинство Дмитрия, продолжая считать себя законным Великим князем, ведь после женитьбы в 1317 году на сестре Узбек-хана – Кончаке (в крещении Агафья; умерла в 1318 г.), он получил высокий (второй по старшинству) монгольский титул гургана, т.е. зятя Чингизидов. После попытки отвоевать Выборг, возведения крепости Орешек и заключения выгодного мира со шведами Юрий Данилович в 1324 году был вызван в Орду, где была подготовлена провокация и расправа с князем. Там его встретил Великий князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи как раз 21 ноября 1325 года, в канун годовщины казни своего отца Михаила Ярославича, и без ханского суда зарубил его, надеясь на снисхождение.
Необходимо пояснить, что супруга Юрия Даниловича Агафья неожиданно умерла в тверском плену, и князь Юрий считал тверского князя Михаила виновником её смерти. На состоявшемся в Орде ханском суде Михаил клялся, что неповинен в смерти Агафьи, однако суд признал его виновным: князь был закован в железные цепи и на него надели тяжёлую деревянную колоду, так что он не мог лечь и проводил безсонные ночи, читая Псалтырь. Спустя почти месяц он был убит людьми князя Юрия и Кавгадыя, судьи и приближённого хана. Князь Михаил канонизирован Русской Православной Церковью в 1549 году в лике благоверных святых.
Трагически сложилась судьба сына князя Михаила: схваченный ордынцами князь Дмитрий был год спустя по приказу хана казнён. Коварный и жестокий Узбек-хан (правил в 1313-1341 гг.), принявший магометанство и казнивший 120 чингизидов, приверженцев старомонгольской партии, не щадил великих и удельных русских князей, натравливая их одного на другого, чтобы расправиться с ними по одиночке, а затем разорить их княжества. Как сообщает «Лицевой летописный свод»: «А всего убито было царем Азбяком [Узбеком] в Орде великих князей и удельных князей – девять человек», в тот скорбный список попал «благочестивый и великий князь Юрий Данилович Московский» (13). Тело князя было привезено в Москву и 23 февраля 1326 года погребено митрополитом Петром в Архангельском соборе.
Неизвестный художник. Национальный музей в Стокгольме
Шведский корольМагнус Эриксон (1316-1374 гг.), в «нарушение крестного целования и вечного мира», организовал 4-й крестовый поход на Русь с целью обратить новгородцев в католичество и захватить Ижорскую землю и берега реки Невы. Несмотря на удачное овладение шведами крепости Орешек, она через полгода была отбита новгородцами. Чтобы склонить короля Магнуса к подписанию мира, летом 1349 года был совершён набег в Северную Норвегию (Норвегией правил его младший сын Хакон), а весной 1350 года – на Выборг: «Ходиша новгородцы воевать… и придоша к городу Выбору в понедельник месяца марта в 21 день, и пожгоша посад весь» (14).
Закончившийся провалом поход Магнуса на Русь ослабил его позиции внутри страны. Он передал власть над Норвегией младшему сыну и не по своей воле вынужден был делить власть в Швеции со старшим сыном до тех пор, пока последний не умер летом 1359 года, заболев чумой. Чтобы положить конец войне с Данией, Магнус организовал женитьбу 23-летнего сына Хакона на 10-летней дочери короля Дании Mapгарите, чем восстановил против себя всю аристократию, настаивавшую на его браке с Елизаветой Голштинской.
Вскоре после свадьбы младшего сына, состоявшейся в апреле 1363 года, умерла королева Бланка, горячо любимая жена и верная спутница жизни. В том же 1363 году недовольная правлением короля Магнуса знать провозгласила королём Швеции Альбрехта, который был вторым сыном герцога Мекленбургского и одновременно племянником Магнуса. Началась гражданская война. На сторону Магнуса и Хакона встал датский король Вальдемар, на сторону Альбрехта – ганзейские города и некоторые северогерманские княжества. Свергнутый с престола Магнус был вынужден бежать из Швеции. В 1365 году войска Магнуса и Хакона были разбиты, а сам Магнус попал в плен к Альбрехту и был заключён в тюрьму. Только в 1371 году, спустя 6 лет, бывший король смог получить свободу после заключения мира Хакона с Альбрехтом.
По старинному валаамскому преданию, Магнус II не оставил надежду победить русских и в 1371 (или 1374) году предпринял попытку очередного набега, выбрав целью Валаамский монастырь. Однако на Ладоге он потерпел кораблекрушение, его спутники погибли, а самого короля спасли монахи.
В благодарность Богу за спасение Магнус крестился в православие, которое прежде преследовал, принял схиму с именем Григорий и через три дня после пострига скончался. Монахи погребли его на братском кладбище.
Вот как сам Магнус описывает произошедшее с ним в завещании под названием «Рукописание», текст которого содержится в Софийской 1-й и Новгородской 4-й летописях: «Налетела буря: корабли мои и людей моих потопил ветер, а сам я очутился на дне корабельном и, уцепившись за доску, плавал три дня и три ночи. И по Божью повелению принес меня ветер к монастырю святого Спаса в Полную реку, и сняли меня с доски монахи, и внесли меня в монастырь, и постригли меня в иноки и в схиму; сохранил меня Господь три дня и три ночи живым. А все это – Божья кара за мою гордыню, за то, что пошел войною на Русь, нарушив крестное целованье. И теперь приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не воюйте с Русью, если договор с ней заключили; а кто пойдет – против того будут и огонь, и вода, чем и меня Бог казнил. А всв это сотворил Господь для моего спасения» (15).
К концу прошлого века в самом углу древнего кладбища от надгробия Магнуса оставался лишь обломок белого мрамора с какими-то письменами, а рядом покоился белый камень с лаконичной надписью: «Схимонах Григорий († 1371 г.). Шведский король Магнус». Однако полный текст древнего надгробия зафиксирован в целом ряде книг: «На сем месте тело погребено, В 1371 [официально 1374] году земле оно предано, Магнуса, шведского короля, Который, святое крещение восприя, При крещении Григорием наречен… Иноками взят и в монастырь внесен, Православным крещением просвящен; Потом вместо царской диадимы Облачен в монахи, удостоился схимы, Прожив три дня, здесь скончался, Быв в короне, и схимою увенчался» (16).
В статье «Покаяние католического короля» профессор Сергей Николаевич Азбелев (1926-2017 гг.), крупнейший специалист по новгородским летописям, утверждал, что «археологи раскапывали могилу монаха Григория, и там, на большой глубине, на самой каменной плите, были найдены останки человека, возраст которых оценивался приблизительно в семьсот лет, – то есть захоронение действительно очень древнее» (17).
Однако 100-процентную гарантию может дать исследование ДНК как захоронения на Валааме, так и останков шведских родственников Магнуса. Российские археологи предложили провести экспертизу шведам, но те категорически отказались (18). Знаменательно, что в самой Швеции не существует могилы Магнуса: считается, что он утонул 1 декабря 1374 года из-за разыгравшейся сильной бури в результате кораблекрушения либо у берегов Швеции возле нынешнего Стрёмстада, либо около Бергена в Норвегии. Насколько удивительна судьба шведского короля, бывшего врага Руси, искавшего ответ на вопрос «Чья вера лучше?» и в конце жизни принявшего православие!
Кстати, стоит заметить, что перед смертью постригся в монахи и участвовавший в переговорах 1323 года новгородский посадник Варфоломей Юрьевич Мишинич (почил 25 октября 1342 года), представитель одного из крупнейших боярских родов XIV-XV веков, отец которого Юрий Михайлович Мишинич, родоначальник рода крупных землевладельцев и храмостроителей, также посадник, принимал в 1293 году участие в походе против шведов.
Участник подписания Ореховецкого мира тысяцкий Аврам познакомился с королём Магнусом, когда последний затеял религиозный спор с новгородским руководством в 1348 году. Как раз тогда Аврам Елеферьевич и Кузма Твердиславль были посланы к королю вместе с другими боярами. Король предложил перейти в католичество приехавшим послам и грозился в случае отказа пойти войной. Отпущенные им послы затворились в Ореховце. После этих угроз Магнус послал войска крестить в свою веру население Ижоры. Как только до Новгорода дошли известия об ижорских делах короля, новгородцы повели малую дружину против шведов и разбили их на Ижорской земле. Тем временем король Магнус взял Ореховец и оставил у себя десять человек из посольства, в том числе Аврама и Кузму, а остальных отпустил. Только через два года Аврам и остальные были вызволены из плена путём обмена шведов на новгородцев.
Попытка возврата западнокарельских погостов в конце XV века
В1493 году в связи с обострением датско-шведских отношений в Нарве был заключён русско-датский договор против Швеции, который предусматривал возврат всех утраченных после 1323 новгородских земель, в том числе 1) трёх округов: Яскис, Саволакс, Эврепя; 2) Финскую (Западную) Карелию и Карельский перешеек (Северо-Западное Приладожье); 3) а также Русское государство обещало помогать Дании в борьбе со шведами. Русские выполнили свою часть договора, вступив в Русско-шведскую войну за Западную Карелию в 1495-1497 годах и оттянув на себя часть шведских войск. Выборг находился в осаде с конца сентября по 4 декабря 1495 года, но взять его русским войскам не удалось, зато в 1496 году была сходу захвачена крепость Нейшлот (Савонлинна). Война закончилась сразу после того, как в марте 1497 года датский король Иоганн (1455-1513 гг.), став королём Швеции под именем Юхана II, восстановил Кальмарскую унию, объединив Данию, Норвегию и Швецию под верховной властью датских королей. Однако выполнять свои обещания о возврате земель русским датский король не стал, и вскоре обман бумерангом ударил по самому королю: в 1501 году из-за восстания шведов он теряет шведский престол, и начинается война не только со Швецией, но и с городами Ганзы. За год до смерти короля Иоганна шведы пообещали ему покорность, согласились даже уплатить денежную контрибуцию, но обещания не сдержали. Права русская пословица: Дав обещание, не отступайся.
Кто за правое дело стоит – тот всегда победит
Ореховецкая граница 1323 года является первой официальной границей Древней Руси на северо-западе, которая просуществовала почти три столетия: в общей сложности Ореховецкий мирный договор действовал, продлеваясь на разные сроки, в течение 272 лет. Он был заменён Тявзинским договором в 1595 году. Шведы постоянно и упорно, шаг за шагом, откусывали куски русских земель, нарушая «вечный мир», пока Пётр Великий не повернул этот процесс вспять, начав с возвращения старинного русского города Выборга. Будем же и мы достойными потомками Петра Великого.
Светлана Кудряшова
Источники:
1) Грот, 1877, с. 3-4; Грамоты Великого Новгорода и Пскова (ГВНиП,) № 38, с. 67-68. Издательство Академии Наук СССР. Москва – Ленинград, 1949 г. Текст с уточнениями по латинскому тексту. https://ru.wikisource.org/wiki/Ореховский_мир_(1323) 03.06.2023; http://archnov.com/wp-content/uploads/2015/12/Gramoty_Velikogo_Novgoroda_i_Pskova_-_1949.pdf 10.06.2023
2) Н.А. Савин. История происхождения руссов и славян. Санкт-Петербург, 2019. С. 386.: «…Гостомысл около 788/789 года стал князем Словенска [Великого Новгорода]. На северной границе своих земель он построил крепость, которой правил его старший сын Выбор».
3) Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты. – СПб., 1853. – Из Записок Императорского русского географического общества. Кн. VIII. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/4701-nevolin-k-a-o-pyatinah-i-pogostah-novgorodskih-v-xvi-veke-s-prilozheniem-karty-spb-1853-iz-zapisok-imperatorskogo-russkogo-geograficheskogo-obschestva-kn-viii#mode/inspect/page/5/zoom/5 29.06.2023
4) «Лицевой летописный свод XVI века». Книга 7. 1290-1342 гг. C. 230. https://runivers.ru/bookreader/book594260/#page/238/mode/1up 07.06.2023
5) Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М.-Л., Наука. 1962-1979. (переиздание: М., Ладомир, 1994). В.Н. Татищев. История Российская. Часть 1. Гл. 4, Е: «Гостомысл… град во имя старейшаго сына своего Выбора при море построи[л]…» / https://librebook.me/istoriia_rossiiskaia__chast_1/vol1/41 19.10.2020
6) Полный церковно-славянский словарь. Протоиерей Г. Дьяченко. – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. – 1120 с. С. 594-595.
7) Полный церковно-славянский словарь. Протоиерей Г. Дьяченко. – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. – 1120 с. С. 853.
8) Äkräs: Martti Haavion teorian mukaan Pyhä Äkräs juontuisi ilmaisusta Pyhä Kros eli siis Pyhä Risti. [9 – Martti Haavio: Karjalan jumalat. 1959.] https://fi.wikipedia.org/wiki/Äkräs 07.08.2022
9)Полный церковно-славянский словарь. Протоиерей Г. Дьяченко. – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. – 1120 с. С. 375.
10) https://sinonim.org/s/воздерживаться 20.06.2023
11) Первая страница рукописи Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». 27 марта 2010 г. https://www.liveinternet.ru/users/sasha1648/post123548312/?aid_refresh=yes 10.07.2023
12) Андрей Беляков. Жизнь Григория Котошихина (по материалам Архива Посольского приказа). Журнал «История» № 01/1999. Издательский дом «Первое сентября». https://his.1sept.ru/article.php?ID=199900104 04.07.2023
13) https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбек-хан 04.07.2023
14) Новгородская 1-я летопись младшего извода. https://saintsofiavnovg.ru/Первая-летопись-мл-извода-20/ 06.07.2023).
15) Софийская 1-я летопись, с.227. https://runivers.ru/lib/book9142/479794/ 10.07.2023
16) Никита Кривцов. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ КОРОЛЯ МАГНУСА? Журнал «Вокруг света». Ноябрь 1994. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7204/ 13.01.2021
17) Алексей Бакулин. Покаяние католического короля. Газета «Православный Санкт-Петербург», № 7, 2004 г. http://www.pravpiter.ru/pspb/n150/ta013.htm 12.01.2021
18) Александр Широкорад. Тайна короля Магнуса. Газета «Независимое военное обозрение», 15.09.2006. https://nvo.ng.ru/notes/2006-09-15/8_magnus.html 12.01.2020
А также:
1. Heikki Kirkinen. Karjala taistelukenttänä. Karjala idän ja lännen välissä II. Kirjayhtymä – Helsinki, 1976.
2. https://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=50 27.02.2020
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ореховский_мир 22.05.2023
4. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/shask_14/shask6.htm#_ftn1 22.05.2023
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ореховский_мир 22.05.2023
6. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/pohleb/pohleb3.htm#2 01.06.2023
8.https://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3?dir=pics/priozersk&img=priozersk_050924_2-04.jpg 03.06.2023
9.https://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3?dir=pics/priozersk&img=priozersk_map.jpg 03.06.2023
10. https://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=26 03.06.2023
11. https://archive.org/stream/B-001-003-960/Бегунов%20Ю.К.%20_Александр%20Невский%20%и%20его%20эпоха_djvu.txt 04.06.2023
12. https://vk.com/@originali-zhitie-aleksandra-nevskogo 05.06.2023
13. https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2103964 05.06.2023
14. РУССКО-ШВЕДСКИЕ ВОЙНЫ И МИРЫ С СЕРЕДИНЫ ХIII в. ДО СЕРЕДИНЫ XVI в. В. В. Похлебкин. https://runivers.ru/bookreader/book594260/#page/238/mode/1up 07.06.2023
15. https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2693152 10.06.2023
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/89992/Саволакс 12.06.2023
16. https://wiki5.ru/wiki/Savonia_(historical_province) 12.06.2023
17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Краснохолмское 12.06.2023
18. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русско-шведские_войны 22.06.2023
19. И. П. Шаскольский. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Л., издательство «Наука». 1987. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/shask_14/shask0.htm 29.06.2023
20. https://dzen.ru/a/ZJ2Xyt64EDHYKd1m 01.07.2023
21. https://www.mn.ru/friday/87461 04.07.2023
22. https://his.1sept.ru/article.php?ID=199900104 04.07.2023
23. https://ru.wikisource.org/wiki/Георгий_Данилович 04.07.2023
24. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юрий _Данилович 04.07.2023
25. http://www.hrono.info/biograf/bio_yu/juri13dan.php 04.07.2023
26. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иоганн_(король_Дании) 10.07.2023
27. https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2219710 15.07.2023
28. http://www.rulex.ru/01010645.htm 15.07.2023
29. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аврам_(тысяцкий) 15.07.2023
30. http://vvinternat.ru/konkurs/7_smert_mihaila.html 16.07.2023
31. https://otveri.info/inform/gibel-mihaila-yaroslavicha-tverskogo-i-ego-kanonizatsiya/ 16.07.2023